Костромской театр Островского

Здание городского драматического театра на Павловской (пр. Мира)

Костромскому Государственному драматическому театру им. А.Н.Островского в 1993 году исполнилось 185 лет. Это один из старейших театров России, история которого связана с именами выдающихся деятелей русской драматургии и сцены.

Костромской драматический театр считает себя законным наследником Федора Григорьевича Волкова, костромича по рождению, создателя первого в России профессионального общедоступного театра.

Среди видных актеров-уроженцев Костромской губернии в k.XVIII-h.XIX веков на всю Россию гремели имена А.С.Яковлева, А.Т.Сабуровой, И.Т.Ширяева, В.К.Васильева. Перу уроженца Галичского уезда Александру Онисимовичу Аблесимову, по свидетельству «Драматического словаря», принадлежит текст «едва ли не первой русской оперы» «Мельник-колдун, обманщик и сват».

Первое упоминание о тгубличном театре в Костроме датировано 1809 годом. В журнале Костромского о’бернского приказа общественного призрения есть запись о том, что содержатель костромского театра Михаил Анисимович Сергеев внес на благотворительные цели 100 рублей из доходов театра за 1808 год.

Репертуар молодого провинциального театра составляют произведения драматургов древности

— Еврипида и Плавта, драматических корифеев XVU-XV1II веков — Шекспира, Мольера, Шиллера,Гольдони. Но особое внимание театр уделяет русскому репертуару. Костромские зрители видели лучшие пьесы отечественных драматургов — «Русалка» и «Эдип в Афинах» В.Озерова, «Дмитрий Самозванец» А.Сумарокова, «Недоросль» Д.Фонвизина.

В 1812 году, перед вступлением в Москву наполеоновских войск, московский императорский театр и его школа эвакуировались в Плес, затем

— в губернский город Кострому. Пребывание московских артистов в городе не могло не сказаться на развитии сценического искусства в Костроме.

Афиши профессионального театра середины прошлого века пестрели сообщениями о самых несхожих постановках: классические пьесы соседствовали с переделками, романтическими мелодрамами, водевилями. В 1850 году антрепризу в Костроме берет Н.И.Иванов, приехавший из Самары, который уехал отсюда в 30-е годы. Иванов привез в Кострому актеров разнообразных, интересных. Одним из представителей труппы был Ф.А.Бурдин, впоследствии друг А.Н.Островского, игравший в 1841 году в Малом театре, а в 1851 году поступивший в Алек-сандринский театр.

С середины XIX века на сцену Костромского театра врывается свежий ветер реалистического искусства — в репертуаре прочное место занимают великие произведения русских драматургов Н.В. Гоголя, А.С. Грибоедова, И.С.Тургенева, А.Н.Островского, произведения мировой классики.

Здание театра им Островского

В последние годы прошлого столетия частыми гостями Костромского театра были знаменитые столичные актеры. Подмостки театра хранят память о Г.Н.Федотовой, М.Н.Ермоловой, М.Г.Савиной, К.А.Варламове, О.О.Садовской, В.Ф.Комиссаржевской, П.Н.Орленеве и о других прославленных артистах, чей талант покорял древнюю Кострому и в сердцах провинциальных служителей Мельпомены укреплял веру в высокое предназначение русского национального театра.

Здание нового каменного театра появилось в Костроме в 1863 году. Строилось оно на добровольные пожертвования и служило предметом гордости. Корреспондент «Костромских губернских новостей» свидетельствует: «На месте старого сарая, заменявшего для костромичей здание театра, на Павловской улице, рядом с домом дворянского собрания сооружен роскошный каменный театр, подобный которому вряд ли можно отыскать в провинции». История Костромского драматического театра самым тесным образом связана с именем Александра Николаевича Островского. С 1923 года театр носит имя великого русского драматурга. На сцене театра были в разные годы поставлены практически все пьесы Островского. А его родовое имение — усадьба Щелыково, стало и продолжает оставаться по сей день своеобразной Меккой для актеров всех театров страны.

Русская классика всегда занимала почетное место в репертуаре театра. Постановка трагедий Алексея Константиновича Толстого «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Федор Иоан-нович», воскрешающих смутные времена Российской империи конца XVI века, стала значительным событием в театральной судьбе возрождающейся России. На первом российском фестивале спектаклей по произведениям А.К.Толстого, проходившем во Владимире в ноябре 1992 гада, Костромской драмтеатр показал «Смерть Иоанна Грозного» и получил высокую оценку зрителей и критики. «В этой трагедии все виноваты и все наказаны, — отмечал драматург в Проекте постановки на сцену своей драмы, — и не какою-нибудь властию, порожающей их извне, но силою вещей, результатом, истекающим с логической необходимостью из образа действий каждого».

«Царь Федор» — особая, замкнутая в себе драма, но вместе с тем она служит продолжением трагедии «Смерть Иоанна Грозного» и составляет следующее за ним звено… Две партии в государстве борются за власть: представитель старины князь Шуйский и представитель реформы Борис Годунов. Обе партии стараются завладеть слабохарактерным царем Федором как орудием для своих целей. «Из такого чистого источника, какова любящая душа Федора, истекает страшное событие, разразившееся над Россией долгим рядом бедствий и зол», — писал А.К.Толстой в 1868 году в «Проекте постановки на сцене трагедии «Царь Федор Иоаннович», постановку которой после более чем 60-летнего перерыва осуществил Костромской театр.

Оба спектакля поставлены в Костроме народным артистом России Георгием Константиновым.

В 1992 году театр обратился к творчеству другого классика русской литературы — А.Куприна, поставив сценическую версию по повести «Яма» — «Заведение мадам Шойбес». Приступая к написанию «Ямы» Куприн признавался: «Я люблю голую правду. Поэтому нахожу, что писатель должен изучать жизнь, не отворачиваясь ни от чего… Скверно ли пахнет, грязно ли — иди наблюдай». Зритель вслед за Куприным искренне сострадает обитателям публичного заведения, изувеченным судьбам женщин. Автор инсценировки и режиссер-постановщик Владислав Константинов.

Интересна сценография спектаклей по трилогии А.К.Толстого и по купринской «Яме». При постановке их театр сотрудничал с Евгением
Ивановым, главным художником Московского театра на Покровке. Обращение к сотрудничеству с ведущими мастерами сценического дела — в традициях театра.

Еще одна добрая традиция существовала в театре — каждый новый сезон открывать спектаклем по пьесам А.Н.Островского. В нынешний год 175-летия со дня рождения драматурга эта традиция возрождена. В апреле 1993 года на сцене театра состоялась премьера спектакля «Таланты и поклонники». На постановку его была приглашена режиссер из Москвы Ольга Гавриловна Глубокова.

С 1973 года каждые пять лет на костромской земле традиционно проводился фестиваль лучших спектаклей великого драматурга на российской сцене. В 1983 году в нем приняло участие 115 театров России. Лишь однажды в сумятице перестройки традиция была нарушена и в 1988 году фестиваль не проводился. В 1993-м году, когда празднуется 185 лет существования Костромского театра, в древнюю Кострому вновь съехались гости. В днях Островского приняли участие девять театров России. Друзья из Болгарии привезли спектакль «На бойком месте».

Древняя Кострома не раз становилась центром духовного притяжения для почитателей российских традиций. В 1992 году здесь проходил международный детский фестиваль — ярмарка, в котором приняли участие десятки фольклорных коллективов, воспитанники кружков, студий, художественных школ, возрождающие народные ремесла.

В нынешнем году в Кострому съедутся гости из многих стран мира — историко-художествен-ный фестиваль «Вехи» посвящен 380-летию Дома Романовых, история которого навеки связана с костромской землей.

Участие в фестивале примет и коллектив Костромского драматического театра имени Л.Н.Островского. Спектакли по пьесам известнейшего русского драматурга приннесут в фестивальные программы особый национальный колорит.

 

 

Островский Александр Николаевич. Дневники.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *