ПОСЛЕДНИЙ ДНЕВНИК А. Н. ОСТРОВСКОГО

<< Дневники 1845 — 1855 гг.

ЯНВАРЬ 1886

1 неделя.
1/13. Среда.

Вступил в должность начальника репертуара в императорских московских
театрах. Вечером был в Большом театре, смотрел балет «Гашиш». Машины и
освещение в плохом виде.

2/14. Четверг.
Утром был в Малом, а вечером в Большом. «Вражья сила». Хорош был Еремка
— Стрелецкий и Вася — Додонов, Корсов еще нравится публике. Стрелецкого и
Додонова можно приспособить к феерии.

3/15. Пятница.

Утром в Малом «Ревизор» — Садовский — Хлестаков; все человеческие черты
верны, но мало окраски, то есть мало петербургского. Вильде играет нарочно,
Дурново мало ехидства, Городничий мягок, мало бурбонства, и пр.

4/16. Суббота.

(О вчерашнем спектакле.) Хороша Райская, играет умно. Правдин —
отличный аксессуар, Невский — без жизни. Представлялись артисты всех трупп,

2 неделя.
5/17. Воскресенье.

Спектакля не было.

6/18. Понедельник.

Б_е_н_е_ф_и_с Ю_ж_и_н_а. Новая пьеса Невежина. Пьеса плоха, разыграна
прекрасно. Южин провел роль с большим чувством. Впечатление от пьесы
смутное; о ней после.

7/19. Вторник.

Большой театр. «Аскольдова могила». Комизм низкого сорта. Публика (все
та же, что и 40 лет тому назад, хотя и платит дорого). Что из сего следует?

8/20. Среда.

«Ж_и_з_н_ь з_а ц_а_р_я». Неувядаемая пьеса. Причины успеха.

9/21. Четверг.

В Большом театре «Мазепа»: в этой опере для изящного вкуса много
оскорбительных пошлостей как в либретто, так и в музыке: например, дуэт
Мазепы и Марии. В Малом театре «Баловень», сбору 480 р. Слава богу! Даже
нехитрая московская публика начинает понимать бездарную стряпню Крылова.

10/22. Пятница.

Большой театр. «Руслан». Часы, когда слушаешь «Руслана», можно считать
часами полного блаженства. На всем произведении лежит колорит ласкающей
сказочности.
В Малом театре «Друзья детства», пистолеты не стреляют.

11/23. Суббота.

Почти весь день на репетиции «Воеводы». Разбирали костюмы, неуменье
шить русские костюмы; их должны шить портные, которые шьют кучерам.

3 неделя.
12/24. Воскресенье.

Малый театр. «На всякого мудреца». Играна прекрасно, исключая Лаврова.
Публика слушала необыкновенно внимательно; глубокое впечатление.

13/25. Понедельник.

Большой театр. «Севильский цирюльник». Хорош Фигаро — Борисов.

14/26. Вторник.

Большой театр. «Демон» — скучная опера. Тенор Медведев (послушать
хорошенько).

15/27. Среда.

Большой театр. «Царь Кандавл» — ничтожный сбор. Малый театр. «Много
шуму». Шекспир привлекает публику.

16/28. Четверг.

Большой театр. «Вражья сила». Малый театр. «Друзья детства».

17/29. Пятница.

Большой театр. «Гугеноты».
Малый театр. «В усадьбе Поводаевой». Пьеса сделана сценично, но неумно.
Есть пошлые сентиментальности и противные фразы в модном тоне: например,
«начинается светлая жизнь» — это говорит учительница в купеческом доме.

18/30. Суббота.

Малый театр. Генеральная репетиция «Воеводы». Выдаются: Рыбаков,
Садовский, Южин. Садовская очаровательна. Декорации художественны.

4 неделя.
19/31. Воскресенье.

Большой театр. «Фауст». Малый театр. «Воевода». Характеристика
бенефисной публики: купеческая аристократия.

20/1. Понедельник.

Большой театр. «Мазепа». Малый театр. «Друзья детства».

21/2. Вторник.

Большой театр. «Руслан». Исполняется удовлетворительно, но слушателей
мало. Отчего? Малый театр. «Воевода».

22/3. Среда.

Большой театр. Балет «Гашиш»; очень плохой сбор. Этот балет нужен был
только балетмейстеру для бенефиса. Малый театр. «Ревизор» «…» {Так в
рукописи.} представление.

23/4. Четверг.

Большой театр. «Жизнь за царя».
Малый театр. «Воевода», успех пьесы идет кресчендо.

24/5. Пятница.

Большой театр. «Демон». Овации Хохлову. Малый театр. «Волк». Тяжелая,
неприятная пьеса. Играна хорошо; Ленский был загримирован прекрасно и провел
всю роль хорошо. Из аксессуаров хороши Садовский и Живокини.

25/6. Суббота.

Захворал; сижу дома.

5 неделя.
26/7. Воскресенье.

Болен.

27/8. Понедельник.

Болен. В 7 часов вечера умер скоропостижно И. С. Аксаков.

28/9. Вторник.

Болен.

29/10. Среда.

В Малом театре. «Разрыв» (в 1-ый раз) Соловьева. Произведение
недодуманное и сделанное плохо. Вместо правильного развития сюжета надерганы
случайные сцены; действие наполовину наполнено вводными лицами, которые
оттесняют главных: видно, что автор не знал, что делать с главными лицами.
Сюжета всего на две — на три сцены; а надо написать пьесу в четырех актах.

З0/11. Четверг.

Болен.

31/12. Пятница.

Болен.

ФЕВРАЛЬ

1/13. Суббота.

Спектаклей нет.

6 неделя.
2/14. Воскресенье.

Большой театр. «Аскольдова могила». (Восторги праздничной публики.)
Малый театр. «Баловень».

3/15. Понедельник.

Большой театр. «Руслан и Людмила». Малый театр. «Разрыв».

4/16. Вторник.

Большой театр. «Фауст». Публика отлично принимает все номера, что за
причина? Малый театр. «Воевода». (Новая публика.)

5/17. Среда.

Большой театр. «Сатанилла». Публика смотреть не желает.
Малый театр. «Разрыв» — сильно ослабевает.

6/18. Четверг.

Большой театр. «Севильский цирюльник» — сбор слабый.
Малый театр. «Друзья детства». Публика полюбила пьесу. Причины:
премьерша, дуэль.
Репетиция «Марии Стюарт». Все поют.

7/19. Пятница.
Большой театр. «Мазепа». Хороший сбор. Малый театр. «Воевода». Нравится
все более и более.
Репетиция «Марии Стюарт». Федотова то поет, то басит, — вообще читает
неосмысленно.

8/20. Суббота. Болен.

7 неделя.
9/21. Воскресенье.

В Большом театре «Жизнь за царя» шла превосходно. Несчастный случай,
упала занавесь и ушибла надзирательницу школы. В Малом театре «Без вины
виноватые».

10/22. Понедельник.

В Большом театре чествование Рубинштейна, прошло довольно скучно.
Консерватория и Музыкальное общество в Москве не популярны. Вечером в
Большом театре «Демон», в Малом театре «Воевода».

11/23. Вторник.

В Большом театре «Гугеноты» с Махиной (Королева) и с Василевским
(Марсель). Сбору нет. В Малом театре «Много шуму» идет очень хорошо. Публика
довольна. Федотова стара для роли Беатриче.

12/24. Среда.

Большой театр. Балет «Гашиш». Малый театр. «Воевода».

13/25. Четверг.

В Малом театре генеральная репетиция «Марии Стюарт». Тяжелое
впечатление — 5-й акт написан не умно. Вечером. Большой театр — «Онегин».
Малый театр — «Ревизор». Принимается публикой, как новая пьеса.

14/26. Пятница.

В Малом театре репетиция «Василисы Мелентьевой» с Шуйской. Нет тембра в
голосе и каша во рту. Вечером Большой театр — «Русалка» — полный сбор.
Малый театр. «Мария Стюарт». Ермоловская публика: курсистки, студенты,
присяжные поверенные. Бенуар Љ 1 Плевако. Кресла 1-й ряд — Урусов из
Петербурга. Публика есть в Москве, надо уметь привлечь ее. Сегодня полны
четыре театра: Большой, Малый, Корша (бенефис Градова-Соколова) и Мамонтова,
бенефис Дандраде.

15/27. Суббота.

В Большом театре генеральная репетиция «Светланы» — полная неумелость
машиниста. Театр был похож на балаган Лачинио.

8 неделя. Масленица.
16/28. Воскресенье.

У_т_р_о. Большой театр. «Фауст». Малый театр. «Друзья детства».
В_е_ч_е_р. Большой театр. «Светлана». К удивлению, балет без танцев и с
плохими машинами понравился ради блеска костюмов и декораций.
Малый театр. «Разрыв» — «Старый друг» — хохот и вызовы.

17/1. Понедельник.

У_т_р_о. В Большом театре «Роксана». 80 р. сбора. Дожили. В Малом
театре «Мария Стюарт». В_е_ч_е_р. В Большом театре «Руслан», в Малом театре
«Каширская старина». Пьеса выдохлась, да и главную роль играла Волгина,
оттого и сбор плох.

18/2. Вторник.

У_т_р_о. Большой театр. «Демон». Малый театр. «Воевода». В_е_ч_е_р.
Большой театр. «Светлана». 600 р. сбора. Смертный приговор Богданову. В
Малом театре «Поводаева» — успех. Суждение генерал-губернатора — хорошая
пьеса, покойная. В 3-м акте маленькая тревога, потом опять все
успокаивается. Мнение наивное. Протест против убийств и самоубийств.

19/3. Среда.

У_т_р_о. Большой театр. «Конек-горбунок». Малый театр. «Мария Стюарт».
В_е_ч_е_р. Большой театр. «Евгений Онегин». Малый театр. «Баловень» (сбор
слаб). Рыбаков подает большие надежды, он играл умно и горячо. Райская очень
хороша.

20/4. Четверг.

У_т_р_о. Большой театр. «Русалка». Бутенко и Коровина производят
восторг. Малый театр. «Воевода» (бесплатные спектакли). В_е_ч_е_р. Большой
театр. «Мазепа». Малый театр. «Душа — потемки» (сбору не делает).

21/5. Пятница.

У_т_р_о. Большой театр. «Фауст». Василевский в Мефистофеле невозможен.
Малый театр. «Друзья детства». В_е_ч_е_р. Большой театр. Бенефис Гейтен,
«Светлана», дешевые овации. Малый театр. «Василиса Мелентьева», дебют
Шуйской — хороший прием. Играла недурно; мало звучности в голосе и энергии.
«Чашка чаю». Англичанин держит себя прекрасно, будет полезным актером.

22/6. Суббота.

У_т_р_о. Большой театр. «Конек-горбунок». Малый театр. «Друзья
детства». В_е_ч_е_р. Большой театр. «Евгений Онегин». Малый театр.
«Воевода». Во время пения Садовской упал с колосников лист картона. Виноват
прежде всего инспектор освещения, который должен был велеть прикрепить лист.

9 неделя.
23/7. Воскресенье.

У_т_р_о. Большой театр. «Жизнь за царя». Малый театр. «В поместье
Поводаевой». Пьеса нехитрая, но неразборчивой публике нравится. Причина
успеха: благодетель купец, благополучно завершающий пьесу; в Малом — публика
купеческая (купеческая идиллия). В_е_ч_е_р. Большой театр. «Светлана». Малый
театр. «Простая история». Рыбаков играл прекрасно.

24/8. Понедельник.

О_т_д_ы_х. Утром отделывал испанские переводы («Бискаец-самозванец»).
Вечером.

25/9. Вторник.

Занимался исправлением переводов из Сервантеса и составлял записку о
школе. В школе принимал просителей.

26/10. Среда. 27/11. Четверг.

Занимался исправлением переводов из Сервантеса и составлял записку о
школе.

28/12. Пятница.

Занимался исправлением переводов из Сервантеса и составлял записку о
школе. В школе принимал просителей. Была Белоха — живая и очень красивая
женщина. Надо принять.

МАРТ

1/13. Суббота.

Занимался исправлением переводов из Сервантеса и составлял записку о
школе.

10 неделя.
2/14. Воскресенье. 3/15. Понедельник.

Исправление испанских переводов и соображения по школе.

4/16. Вторник.

В школе прием. Потом прежняя работа.

5/77. Среда.

В Большом театре было испытание певцов и певиц. Хороши и заслуживают
приема: бас А_н_т_о_н_о_в_с_к_и_й и баритон Т_а_р_т_а_к_о_в; недурны:
баритон П_о_л_т_и_н_и_н, сопрано Рубинская, контральто Гнучева. У Кусковой
середины нет и низ некрасив. У Ейбоженко низ хорош, верх слаб, и вяла.

6/18. Четверг.

Исправление переводов. Уговорив Федотову, окончательно устроил поездку
нашей труппы в Варшаву.

7/19. Пятница.

Прием в школе.

8/20. Суббота.

В Большом театре испытание певцов. Вечером спектакль в Филармоническом
обществе — «Бедная невеста». Бедная невеста — Грейбор будет хорошей
актрисой, если развить жест и поучить читать. Милашин — Вильде и Хорьков —
Константинов хорошие актеры с будущностью. Надо развивать жест.

11 неделя.
9/21. Воскресенье.

Исправление испанских переводов.

10/22. Понедельник.

У_т_р_о. 1-й спектакль испытаний. Обратили на себя внимание: Геннерт,
Степанова, Чистякова, Цирес, Александрова. В_е_ч_е_р_о_м — переводы
испанские.

11/23. Вторник.

У_т_р_о. Оперные испытания. Белоха пела из «Руслана» хорошо, из
«Семирамиды» очень хорошо. Решили принять. Прием в школе. В_е_ч_е_р_о_м —
переводы.

12/24. Среда.

Кончил поправку переводов.

13/25. Четверг.

У_т_р_о. 2-й пробный спектакль — «Лес». Хороши Цирес и Геннерт, недурен
Панов. «Гроза» — недурен Кузнецов.
«Доходное место» — хороша Александрова. Подписали контракт с Белохой.

14/26. Пятница.

Прием в школе. Принялся опять за Шекспира.

15/27. Суббота.

3-й спектакль пробный. «Доходное место». Очень хорош Дмитриев —
Сабуров. Хороша Александрова. «Лес» — Корали недурен, подражает Музилю.
«Грех да беда». Хороша Цирес. «Соль супружества» — недурна Алексинская.

12 неделя.

16/28. Воскресенье.

Отдыхал.

17/29. Понедельник.

Перечитывал переписанные переводы.

18/30. Вторник.

Дочитывал переводы.

19/31. Среда.

Испытание. Заслуживают внимания: Степанова, Сабуров, Цирес.
Вечером. Концерт в пользу инвалидов. Недостаток известных солистов,

20/1. Четверг.

Отъезд в Петербург.

27/2. Пятница. 22/3. Суббота.

В Петербурге хлопотал по делам театра.

13 неделя.
23/4. Воскресенье.

Писал примечания к испанским переводам.

24/5. Понедельник.

В Петербурге. Объяснялся с Н. С. Петровым по делам театра.

25/6. Вторник. 26/7. Среда.

В Петербурге.
Писал примечания к испанским переводам.

27/8. Четверг.

В Петербурге.
Имел подробное объяснение с Н. С. [Петровым] по делам театральной школы
от 7 часов п. п. до 10 часов.

28/9. Пятница.

Сдал Мартынову переводы. Выезд из Петербурга.

29/10. Суббота.

Приехал в Москву. Отдыхаю.

14 неделя.
30/11. Воскресенье.

Отдыхал. Было много народу.

31/12. Понедельник.

Разбирал заметки о производившихся испытаниях.

АПРЕЛЬ

1/13. Вторник.

Прием в школе. Составлял протокол испытаниям.

2/14. Среда. 3/15. Четверг.

Писал протокол испытаниям.

4/16. Пятница.

Опять принялся за «Антония и Клеопатру» Шекспира. Прием в школе.
Вечером составлял доклад о драматическом отделении школы.

5/77. Суббота.

Переводил Шекспира.

15 неделя.
6/18. Воскресенье.

Переводил Шекспира.

7/19. Понедельник.

Был на репетициях оперных. Переводил Шекспира.

8/20. Вторник.

Прием в школе. Переводил Шекспира.

9/21. Среда.

Переводил. Был у исповеди.

10/22. Четверг.

Был у причастья. Переводил Шекспира.

11/23. Пятница. 12/24. Суббота.

Переводил Шекспира.

16 неделя.
13/25. Воскресенье.

Утром был у генерал-губернатора; потом принимал артистов до 4 ч.
Вечером был Майков, с которым проговорили о театре до 11-го часу.

14/26. Понедельник.

Делал визиты. Вечером у нас родные.

15/27. Вторник.

Утром на цветочной выставке, вечером у Доброва. (Снег.)

16/28. Среда.

Утром на репетиции «Ревизора». Вечером составлял штаты новой
театральной школы.

17/29. Четверг.

Работал над сметами. Потом читал артистам на репетиции найденное
Тихонравовым «Предуведомление», как играть «Ревизора». Вечером дома.

18/30. Пятница.

Поутру на репетиции в Большом театре. Вечером на общем собрании Русских
драматических писателей.

19/1. Суббота.

Утром в Университете в собрании Общества любителей российской
словесности. Провозглашен почетным членом. Вечером дома работал.

17 неделя.
20/2. Воскресенье.

Утром на репетиции апотеоза {Здесь — заключительная сцена.}. Вечером в
Большом театре «Руслан». Бутенко пел отлично. Матчинский без голосу.
Соловьева — слабо. Соколова годится в дублерки. Публика шумная.

21/3. Понедельник.

Утром писал штаты. Вечером в Малом театре юбилейный спектакль
«Ревизор». Огромный успех пьесы и еще больший апотеоза. Полный восторг
публики.

22/4. Вторник.

Утром в школе принимал просителей. Вечером в Большом театре «Русалка»,
дебют Антоновского. Успех. Отличный голос. В Малом театре «Ревизор» — то же,
что и вчера.

23/5. Среда.

Вечером в Малом театре «Ревизор» — полный успех; в Большом театре
«Фауст», дебют Рубинской — хороший голос, но поет еще неважно. Принята на
2000 р. (Утром работа письменная по школе.)

24/6. Четверг.

Вечером Малый театр. Дебюты: Васильевой, Цирес («На пороге к делу»).
Решено принять. Трофименко и Грессер («Не бывать бы счастью»). Принять
Трофименко, а Грессера в школу. Все имели успех. (Утром та же работа.)

25/7. Пятница.

Утром прием просителей в школе. Вечером в Малом театре «Мария Стюарт»,
в Большом — сборный. В театре не был по нездоровью.

26/8. Суббота.

Весь день работал.

18 неделя.
27/9. Воскресенье.

В Большом театре «Царь Кандавл». Небольшая тревога. Кувакин ранил мечом
танцовщицу Гейтен, но неопасно.

28/10. Понедельник.

Утром работал. Вечером в Малом театре «Поводаева», в Большом —
«Русалка».

29/11. Вторник.

Вечером. «Руслан» в Большом театре. Фарлафа пел Матчинский — голос
слаб; но все-таки лучше Василевского. Утром прием в школе.

30/12. Среда.

Вечером в Большом театре «Конек-горбунок».
Был с детьми. В ложу приходил Антоновский; кончили с ним на 1800 р.
Отличное приобретение, Закрытие Большого театра.

МАЙ

1/13. Четверг.

Спектаклей нет. Весь день работал.

2/14. Пятница.

Утром прием в школе. Драматические артисты подписали контракты все без
прибавки. Вечером в Малом театре «Друзья детства».

3/15. Суббота.

Утром. Начало экзаменов в школе; танцевальные классы. Вечером работал
дома.

19 неделя.
4/16. Воскресенье.

Утром в Петровском-Разумовском у Юнге. Глаза слабеют от старости.
Вечером для закрытия спектаклей в Малом театре «Таланты и поклонники».

5/17. Понедельник. 6/18. Вторник. 7/19. Среда.
8/20. Четверг. 9/2/. Пятница.

Очистил корреспонденцию, ответил на все письма, занимался составлением
штатов драматического отделения Театрального училища и сокращениями по
оркестрам. Никуда не выезжал.

70/22. Суббота.

Утром в театральной школе, потом работал.

11/23. Воскресенье.

Работал — вечером обсуждали дела с Майковым. Ездил прощаться.

12/24. Понедельник.

Экзамен из закона божия, отвечали отлично.

13/25. Вторник.

Выход. Был у министра; принял нас хорошо; но видимо, что его против нас
вооружают. Экзамен: русский язык, арифметика.

14/26. Среда.

Экзамен: французский язык, музыка; был с детьми. Вечером у
генерал-губернатора на спектакле — играли скверно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *